Консультант плюс — комплексный сервис для эффективного решения правовых задач.
пн-пт с 9:30 до 19:00
8 (495) 95-66-555
заказать звонок

Организация, применяющая ОСН, сдает помещения в принадлежащих ей торговых центрах в аренду. Как правильно учесть расходы на установку конструкций при исчислении налога на прибыль?

Вопрос:

Организация, применяющая ОСН, сдает помещения в принадлежащих ей торговых центрах в аренду. На фасаде одного из таких зданий она установила наружную вывеску в виде объемных световых букв названия торгового центра. Также в непосредственной близости к зданию установили табло в виде круга с названием торгового центра. Стоимость работ, выполненных сторонней организацией, превысила 1 400 000 руб.
Признаются ли данные сооружения рекламными? Как правильно учесть расходы на установку указанных конструкций при исчислении налога на прибыль?
Ответ:

Установленные на фасаде торгового центра вывеска в виде объемных световых букв его названия и табло в виде круга с названием торгового центра признаются коммерческим обозначением, то есть не являются рекламой, а при исчислении налога на прибыль затраты на приобретение и монтаж данных конструкций учитываются через механизм амортизации в составе расходов, связанных с производством и реализацией.
Обоснование:

В соответствии с п. п. 2 и 5 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон N 38-ФЗ) данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Согласно п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
В соответствии с п. 1 ст. 1538 Гражданского кодекса РФ юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если оно обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.
Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого юридическим лицом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.
Например, согласно Письму ФАС России от 23.07.2009 N АЦ/24234 «О разграничении понятий реклама и вывеска» под понятие рекламы не подпадает размещенное в месте осуществления юридическим лицом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг.
На основании п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.
Под основными средствами в целях налогового учета понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (абз. 1 п. 1 ст. 257 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации стоимость вывесок в виде объемных световых букв названия торгового центра и табло в виде круга с этим названием, а также срок их эксплуатации соответствуют условиям, установленным ст. ст. 256, 257 НК РФ.
Исходя из всего вышесказанного для целей налогового учета затраты на приобретение и монтаж данных конструкций учитываются через механизм амортизации в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 2 ст. 253, п. 3 ст. 272 НК РФ).
При этом срок полезного использования объектов для целей налогового учета подлежит установлению в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ), так как вывески и табло прямо не поименованы в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
Однако некоторые налоговые инспекции придерживаются мнения, что фасадная вывеска и табло являются электрифицированными рекламными конструкциями (срок полезного использования от 7 до 10 лет), входящими в пятую амортизационную группу согласно Классификации основных средств. Поэтому безопаснее установить для световых конструкций срок полезного использования в пределах указанной амортизационной группы.