Консультант плюс — комплексный сервис для эффективного решения правовых задач.
пн-пт с 9:30 до 19:00
8 (495) 95-66-555
заказать звонок

Представительство иностранной организации эксплуатирует автомобиль. Должно ли представительство осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду, встать на учет в Ростехнадзоре и представлять соответствующий расчет?

Вопрос:

Представительство иностранной организации эксплуатирует автомобиль. Должно ли представительство осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду, встать на учет в Ростехнадзоре и представлять соответствующий расчет?
Ответ:

Представительство иностранной организации в случае эксплуатации автомобиля обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять расчеты в установленный срок; обязанности встать на учет в Ростехнадзоре не установлено, тем не менее в данном отношении возможны споры с представителями территориальных органов Ростехнадзора.
Обоснование:

Регистрация транспортных средств иностранных юридических лиц производится по месту нахождения филиалов (представительств, корреспондентских пунктов) и иных подразделений, являющихся обособленными подразделениями иностранных юридических лиц, на срок действия документов, подтверждающих аккредитацию (регистрацию, создание) филиала (представительства, корреспондентского пункта) на территории Российской Федерации (п. 24.2 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (Приложение N 1)).
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Обязанность по внесению платы возлагается на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за определенные виды вредного воздействия на окружающую природную среду. Такими видами воздействия являются выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) (п. 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632).
В Письме Росприроднадзора от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 со ссылкой на Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О подчеркивается, что плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При этом плательщиками являются:
— юридические лица (без уточнения, российские или иностранные) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
— индивидуальные предприниматели;
— иностранные физические лица.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается также и на представительство иностранной организации.
Выбросы транспортного средства оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух (п. 4 ст. 17 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»). В Письме Ростехнадзора от 15.05.2008 N 04-09/712 подтверждается, что лицо, фактически эксплуатирующее транспортное средство, оказывает негативное воздействие на окружающую среду и, следовательно, обязано вносить плату.
Плательщики платы за негативное воздействие на окружающую среду ставятся на учет в управлении Ростехнадзора в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545 «Об утверждении Порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (далее — Приказ N 545). Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 утверждены форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее заполнения и представления. Согласно п. 3 указанного Порядка расчет представляется плательщиками не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Обращаем внимание, что Минюстом России отказано в регистрации Приказа N 545 (Письмо Минюста России от 13.09.2005 N 01/7226-ЕЗ). Однако в Письме Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/169 со ссылкой на указанный Приказ сделан вывод о том, что организация, имеющая передвижной объект негативного воздействия, становится на учет в качестве плательщика в соответствующем управлении Ростехнадзора.
Важно отметить, что суды не поддерживает Ростехнадзор при разрешении споров в отношении обязанности постановки на учет.
Например, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 22.09.2008 по делу N А65-23778/07 указал, что обязанность по представлению расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду не может рассматриваться как обязанность природопользователей зарегистрироваться в качестве плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду в территориальном органе Ростехнадзора. В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 01.07.2009 по делу N А22-1527/2008/13-147 выражено аналогичное мнение и сделан вывод о том, что действующее законодательство не устанавливает обязанность плательщика оформить свидетельство о постановке на учет в органе экологического надзора.
Исходя из изложенного представительство иностранной организации в случае эксплуатации автомобиля обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и представлять расчеты в установленный срок. Обязанности встать на учет в Ростехнадзоре не установлено, тем не менее в данном отношении возможны споры с представителями территориальных органов Ростехнадзора.